Печать

 

Развитие гражданской обороны в Новоуральском городском округе.

 

4 октября 1932 года постановлением Совета Народных комиссаров СССР была создана местная противовоздушная оборона (МПВО), основной задачей которой являлась защита населения при налетах авиации противника. Эта система сыграла важную роль во время Великой отечественной войны.

 

С изменением средств нападения – появлением оружия массового поражения – МПВО в 1961 году была преобразована в систему гражданской обороны.

Обстановка в мире в последние десятилетия претерпела колоссальные изменения, но тем не менее организация гражданской обороны остается одной из неотъемлемых функций государства и занимает существенное место в деятельности Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления.

Сферы деятельности, которыми непосредственно занимается гражданская оборона, прямо указаны в Концепции национальной безопасности Российской Федерации и в Военной доктрине Российской Федерации. Так, в Концепции сказано, что "защита личности, общества и государства от опасностей, возникающих при ведении военных действий, является, в числе других, важнейшей составляющей национальных интересов России". Актуальность этого очевидна.

Вместе с тем изменившийся характер современных войн, использование новых средств поражения и способов борьбы, возросшая угроза международного и внутреннего терроризма с возможным применением компонентов оружия массового поражения, новое федеральное и социально-экономическое устройство нашего государства - все это требует разработки несколько иной идеологии и современных подходов к организации гражданской обороны.

В этих целях в Российской федерации выполнен ряд весьма значимых мероприятий. Сформирована необходимая нормативная правовая база. Продолжается работа по оптимизации структуры, технического и технологического переоснащения сил ГО. Реализуется принцип широкого использования потенциала гражданской обороны не только в военное, но и в мирное время - при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также террористических актов. Создана многоуровневая система подготовки и повышения квалификации руководящего и командно-начальствующего состава, специалистов, формирований ГО и населения.

В настоящее время новых подходов требует работа с населением, формирование благоприятного общественно-психологического климата в области ГО. Нельзя разрывать в процессе подготовки граждан обучение их действиям в мирное и военное время. Надо широко использовать для обучения людей возможности средств массовой информации, коммуникационных сетей, компьютерные и видеотехнологии. Больше внимания следует уделять во всех учебных заведениях без исключения курсу "Основы безопасности жизнедеятельности".

В современных условиях особое значение приобретает новая политика в области гражданской обороны. Ответственность за ее состояние и проведение необходимых мероприятий теперь несут как федеральные органы и субъекты Российской Федерации, так и органы местного самоуправления.

В целях реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Новоуральском городского округе создано муниципальное казенное учреждение «Управление защиты от чрезвычайных ситуаций», которое проводит большую работу в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Основными направлениями эффективного развития системы гражданской обороны МКУ «Управление защиты от чрезвычайных ситуаций» Новоуральского городского округа считает:

Первое. Дальнейшая интеграция системы ГО и РСЧС. Процесс этот не так прост, как некоторым представляется. Для каждого конкретного человека между природно-техногенными опасностями и опасностями, возникающими при ведении военных действий, принципиальной разницы нет. Не случайно появился термин "гражданская защита". Это интегрированное понятие защиты человека, как в мирное, так и в военное время, отражающее происходящее сближение систем ГО и РСЧС. Наличие в мирное время спасательных служб, служб обеспечения гражданской защиты, системы мониторинга и прогнозирования, комплекса экономических механизмов РСЧС (в том числе и городского звена) создает базу для успешной деятельности гражданской обороны и в военное время.

Второе. Гражданская оборона должна организовываться по принципу мобильности. Суть его состоит в поэтапном наращивании мероприятий ГО по времени и по территориям в зависимости от уровня возникающих угроз, в концентрации сил и средств в нужное время и в нужном месте. Для этого требуются мобильные технически оснащенные силы, а также резервы материально-технических ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения. Это подтверждает опыт борьбы с лесными пожарами в 2010 – 2012г.г.

Третье. В целях повышения общей готовности и оперативности управления силами и средствами ГОЧС создание общероссийской единой диспетчерской службы (код 112) замкнутой на территориальные центры управления кризисными ситуациями.

Новоуральский городской округ, как элемент этой системы, на своем уровне создал объединенную систему оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ), которая предназначена для организационно-технического объединения дежурных и диспетчерских органов управления, имеющих силы и средства постоянной готовности к экстренным действиям при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций и нарушений в работе городского хозяйства. Управляющим центром в ОСОДУ является единая дежурно-диспетчерская служба городского округа.

Четвертое. В сложившихся экономических условиях необходимо найти наиболее рациональные подходы к решению задач гражданской обороны. Поэтому очень важно обеспечивать правильный выбор приоритетов при финансировании и реализации мероприятий ГО, помня при этом об особенностях экономики, социальной структуры и природных условиях муниципального образования.

Следует высказать обоснованную надежду на разработку и реализацию органами местного самоуправления и объектами экономики Новоуральского городского округа мероприятий ГО, организации выполнения требований соответствующих законодательных и других нормативных правовых актов и контроля их исполнения повысит способность к решению системой гражданской обороны возложенных на неё задач.